Thursday, November 3, 2016

Николай Носов «Огурцы»

Օдин раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.Котька пришел домой радостный:
- Мама, я тебе огурцов принес!Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.- Где ты их взял? - говорит мама.- На огороде.- На каком огороде?- Там, у реки, на колхозном.- Кто ж тебе позволил?- Никто, я сам нарвал.- Значит, украл?- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.Котька начал вынимать огурцы из карманов.- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,- Почему?- Сейчас же неси их обратно!- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.- Ну, я их выброшу.- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.Котька стал плакать:- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.- А брать не боялся?Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.Уже было совсем темно."Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".Он шел по улице и плакал. Ему было страшно."Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.Сторож услышал и подошел к нему.- Ты чего плачешь? - спрашивает.- Дедушка, я принес огурцы обратно.- Какие огурцы?- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.- Ну, все, что ли? - спросил старик.- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.- Почему не хватает, где же он?- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:- Дедушка, дедушка!- Ну что еще?- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.- А как же?- Ну, считай, что я тебе подарил его.- Спасибо, дедушка! Я пойду.- Иди, иди, сынок.Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.



  • Что мы узнали о двух друзьях?
Друзя поступили плохо. Они украли чужие огурци.

  • Как ты относишься к поступку Павлика?
Павлик предал своего друга.

  • Как мама оценила поступок Котьки?
Мама рассердилась на сына и выгнала.

  • Что чувствовал Котька, когда шел по улице?
Котька испугался.

  • Как оценил сторож раскаяние Котьки?
Сторож не раселдился и прастил.

  • Понравился ли вам герой рассказа и почему?
У меня не понравилась Котька, потому что воровал.

  • Найдите предложение, в котором выражена главная мысль рассказа?
Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

  • Чему учит история с Котькой?
История учит нас не воровать и не брать чужие вещи.

No comments:

Post a Comment

Many developing countries place a lot of importance on tourism

Many developing countries place a significant emphasis on tourism as an important sector for economic growth and development. Tourism can br...